Адаптированная образовательная программа профессионального обучения 2 года

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Лозовская специальная школа-интернат».
Разработчики:
Директор ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат» –И.Е. Карлюга.
Заместитель директора по учебной работе ГБОУ РК «Лозовская специальная школаинтернат» – В.Я. Щерблюк.
Учитель труда- И.О. Марсельский

ОГЛАВЛЕНИЕ
2

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО
ПРОФЕССИИ «ГОНЧАР» (код 11693)

1.

Пояснительная записка

4

2.

Учебный план для реализации Адаптированной образовательной
программы профессионального обучения по профессии «Гончар»

6

3.

Адаптированная рабочая программа

7

4.

Календарный учебный график

13

5.

Планируемые результаты освоения Адаптированной
образовательной программы профессионального обучения по
профессии «Гончар»

14

6.

Условия реализации Адаптированной образовательной программы
профессионального обучения по профессии
«Гончар»

15

7.

Система оценки результатов освоения Адаптированной
образовательной программы профессионального обучения по
профессии «Гончар»

16

8.

Учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию
Адаптированной образовательной программы профессионального
обучения по профессии «Гончар»

21

1. Пояснительная записка
3

Адаптированная образовательная программа профессионального обучения
квалифицированных рабочих, служащих по профессии 11693 «Гончар» разработана для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)
без получения среднего общего образования и реализуется на базе Государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Лозовская специальная
школа-интернат» (далее - ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат»).
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения (далее - АОП
ПО) представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную ГБОУ РК
«Лозовская специальная школа-интернат» с учетом требований регионального рынка труда
на основе профессиональных стандартов и предназначена для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (с тяжелым нарушением речи) (далее – ОВЗ).
Содержание Адаптированной образовательной программы профессионального обучения
представлено пояснительной запиской, учебным планом, рабочей программой,
планируемыми результатами освоения АОП ПО, условиями реализации, системой оценки
результатов освоения АОП ПО, учебно-методическими материалами, обеспечивающими
реализацию АОП ПО и качественную подготовку обучающихся с ОВЗ (с тяжелыми
нарушениями речи).
Нормативную правовую основу разработки Адаптированной образовательной
программы составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ);
- Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 №59784);
- Приказ Минпросвещения РФ от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении Перечня профессий
рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
- Приказ Минтруда России от 04.08.2014 515 ”Об утверждении методических рекомендаций
по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с
учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности“;
- Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 ТЧ 06-443 ”О направлении Методических
рекомендаций" (вместе с ”Методическими рекомендациями по разработке и реализации
адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования“, утв.
Минобрнауки России 20.04.2015 ТЧ 06-830вн).
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения разработана
в целях: обеспечения права на профессиональное обучение лиц с ограниченными
возможностями здоровья, а также реализации специальных условий для обучения данной
категории обучающихся; подготовки специалистов в области создания различных изделий из
керамики на основе традиций прикладного искусства.
Адаптированная образовательная программа ориентирована на решение следующих
задач:
- создание условий, необходимых для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья, их социализации и адаптации;
- повышение уровня доступности профессионального обучения для лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
4

- повышение качества профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья;
- развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья личностных качеств;
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование толерантной социокультурной среды;
- формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
общекультурных, универсальных и профессиональных компетенций.
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения
ориентирована на реализацию следующих принципов:
- приоритет практико-ориентированных знаний выпускника;
ориентация на развитие местного и регионального сообщества;
- формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в
профессиональной сфере, в том числе и к продолжению образования;
- формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в
нестандартных ситуациях.
В области воспитания целью АОП ПО является развитие у обучающихся личностных
качеств, способствующих их социальной и творческой активности, общекультурному и
профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, обеспечивающих
успешность выпускника в избранной сфере деятельности и устойчивость на рынке труда.
При разработке Адаптированной образовательной программы профессионального
обучения были соблюдены условия, без которых невозможно или затруднительно освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности психофизического развития лиц с ограниченными возможностями
здоровья, поступающих на обучение по профессии «Гончар», проявляются в основной
характеристике учебно-познавательной деятельности. Интеллектуальная деятельность у лиц
с ОВЗ имеет следующие специфические особенности: уровень развития внимания весьма
низок, внимание рассеянное. Восприятие и ощущения формируются замедленно и с
большим количеством недостатков. Низок темп слухового восприятия. Для данных
обучающихся характерно нарушение памяти. Чтобы прочно усвоить тему, им необходимо
многократное повторение. Обучающиеся не обдумывают своих действий, не предвидят
результата, так как у них ослаблена регулирующая функция мышления. Они редко замечают
свои ошибки, не умеют сопоставить свои мысли и действия. Вместе с тем, обучающиеся
имеют устойчивый интерес к практической деятельности, что при оптимальной нагрузке
компенсирует их умственную отсталость. Для облегчения освоения трудовых навыков им
необходимо предоставить свободный темп работы, добиваясь автоматизации действий. При
обучении практическим навыкам использовать наглядно-практический метод обучения.
Словесная передача учебной информации является лишь дополнением к практическим и
наглядным методам. В результате формируется трудовой стереотип, который способствует
успешной врабатываемости
Адаптивная образовательная программа по профессиональному обучению «Гончар»
содержит следующие модули:
- «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»;
- «Народные художественные промыслы России»;
- «Основы материаловедения»;
- «Работа с гончарным кругом».
5

Условия реализации АОП ПО по профессии «Гончар» составляют материальнотехническую базу ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат» и содержат
организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материальнотехнические требования. Образовательный процесс выстроен с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания благоприятных условий для
профессионального обучения, реабилитации и адаптации обучающихся с ОВЗ (с тяжелыми
нарушениями речи).
Зачисление на обучение по Адаптированной образовательной программе
профессионального обучения осуществляется по личному заявлению учащегося или на
основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или
психолого-медико-педагогической комиссии.
Форма обучения: очная.
Количество обучающихся в учебной группе: не более 5 человек.
Объем Адаптированной образовательной программы профессионального обучения по
профессии «Гончар» - 272 час (68 учебных недели, по 4 часа в неделю).
Срок получения образования по Адаптированной образовательной программе
профессионального обучения по профессии «Гончар» – 18 месяцев.
По завершении освоения обучающимися Адаптированной образовательной программы
профессиональной подготовки по профессии «Гончар» выпускникам присваивается 2-ой
квалификационный разряд и выдается свидетельство о профессии рабочего.
2. Учебный план
по профессии «Гончар»
Адаптированной образовательной программы профессионального обучения
Квалификация: гончар, 2 разряд
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения – 18 месяцев
8 класс (первый год обучения)
№
Наименование
Всего
п/п
раздела
часов
1 Инструменты, используемые в гончарном деле
9

Нагрузка
Теория
Практика
4
5

2

Материаловедение

12

5

7

3

Технология лепки простых форм вручную

45

5

40

4

Основы цветоведения

9

3

6

5

Технология изготовления сосудов

22

4

18

6

Отделка изделий
Технология изготовления сувениров и
украшений
Технология изготовления изделий на гончарном
круге
Шликерное литье в гипсовые формы

10

3

7

16

2

14

3

3

10

2

8

ИТОГО

136

30

106

7
8
9

6

9 класс (второй год обучения)
Наименование
Всего
раздела
часов

№
п/п

Нагрузка
Теория
Практика

1

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности.

4

2

2

2

Народные промыслы России

20

2

18

3

Основы материаловедения

8

2

6

4

Работа с гончарным кругом

84

8

76

5

Учебная практика

16

16

6

Итоговая аттестация

4

4

ИТОГО

№
п/п
1
1.1

1.2

1.3

1.4

136

3. Адаптированная рабочая программа
8 класс (первый год обучения)
Наименование
Содержание учебного
Всего
раздела
материала
часов

122

Нагрузка
Теория Практика

Инструменты, используемые в гончарном деле
Вводное занятие.
Инструменты,
используемые в
гончарном деле
Краткие сведения об
обработке глиняных
изделий.
Инструменты для
тиснения и гравировки
Гончарные круги
разных моделей.
Экструдеры, их
назначение и виды
Печь для обжига. Виды
муфельных печей
Промышленный фен
Техника безопасности
при работе с
инструментами во
время работы с глиной
и другими схожими
материалами

2
2.1

14

Знакомство с
профессиональными
инструментами
Ознакомление с историей и
техникой изготовления
глиняных изделий.
Виды и работа с
инструментами для теснения
Гончарные круги разных
моделей, устройство и
принцип работы гончарного
круга. Экструдеры – виды,
устройство и принцип
действия
Подробная информацию о
назначении, устройстве и
видах муфельных печей и
оборудования для
выполнения работ по обжигу
изделий из керамики.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

2

3

2

1

Материаловедение
Основные
характеристики
керамических масс
Основные
месторождения глины

Общие сведения о
материалах, используемых
при изготовлении
керамических изделий.
7

2.2

2.3

2.4

3
3.1

3.2

3.3
3.4

3.6

3.7
3.8

4

Глиняные массы
Особенности
обработки глины и
керамических масс
Свойства глины
Хранение
керамической массы
Холодный способ
росписи изделий.
Ангоб
Шликер, состав
шликера.
Техника безопасности
при работе с глиной,
шликером

Технология обработки
керамики, важнейшие
свойства и характеристики
исходных материалов и
добавок, способы
приготовления, хранения и
термической обработки
керамических масс
Получают подробную
информацию и изучают
ангобы, глазури и красители,
технологии их изготовления.
Получают подробную
информацию о таком
материале, как шликер и его
составе.
Знакомятся с техникой
безопасности при работе с
глиной и шликером.

4

1

3

2

1

1

3

1

2

Технология лепки простых форм вручную
Работа с глиной.
От замешивания до
обжига.
Работа в технике
ручной лепки
Технология
изготовления изразцов
от эскиза до готового
изделия.
Керамика России
Технология
вылепливания полой
формы путем ручного
вытягивания глины и
ленточным способ
Анималистическая
скульптура. Способы
лепки простых
анималистических
форм
Технология лепки
сложных форм
Практическая работа
«Изготовление
представителей
животного мира
конструктивным
способом»

Приготовление глины,
подготовка готовых работ к
обжигу.

16

Историческая справка.
Особенности изготовления.

6

2

4

Гжель, дымковская игрушка

8

2

6

Лепка с цельного куска
глины. Изготовление полого
изделия.

6

Технология лепки малой
пластики.

3

-

3

Комбинированная лепка.

4

1

3

2

Основы цветоведения
8

16

6

2

Пространственные
свойства цвета.
Изменение
4.1 насыщенности
хроматических цветов.
Удивительные явления
природы – радуга
Цвет как декоративное
средство композиции
Передача пространства
4.2 в композиции.
Вторичные цвета.
Получение вторичных
цветов

Понятия пространственных
свойств цвета, основанных на
тепло – холодности;
ахроматических и
хроматических цветах;
основных признаков цвета;
видов цветовых контрастов
Изучают такое явление, как
радуга, получают подробную
информацию о понятии цвета
как декоративном средстве
композиции. Изучают
вторичные цвета и способы
получения вторичных цветов
путем смешивания в равной
пропорции первичных цветов

1

2

Практическая работа
«Смешивание красок и
4.3 получение
необходимых
вторичных цветов»
Технология изготовления сосудов

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

6

Повторение понятия
сосуда. Декоративные
сосуды. Формы
сосудов. Понятие
«образ». Воплощение
анималистического
образа в сосуде.
Зооморфные формы
сосудов
Технология лепки
чаши и кувшина из
глиняных жгутов.
Ленточный способ
лепки сосудов.
Виды ручек их
особенности. Способы
изготовления и
крепления ручек к
сосуду. Виды
декорирования чаши –
гравировка с помощью
деревянной стеки
Аппликация –
декорирование
способом налепа
кусочков глины.
Отделка сосуда
резьбой
Практическая работа
«Изготовление сосуда

Понятии сосуда и разных его
формах, и видах
(зооморфные формы
сосудов)

7

Изучают технологию лепки
таких сосудов и
изготовление, и крепление
ручек к сосудам

4

4

Способы моделирования
сосудов. Декорирование
сосудов разными техниками.

3

3

Декорирование сосудов
разными техниками
(гравировкой, аппликацией,
резьбой)

4

4

4

4

9

4

3

зооморфной формы из
отдельных частей»
6

Виды декорирования
керамических изделий.
6.1
Вощение и молочение
гончарных изделий

Отделка изделий
Изучение различных видов
отделки (лощение, тиснение,
гравировка, налепы)
керамических изделий.
Обучающиеся получают
подробную информацию о
способе отделки
керамических изделий
томлением (чернением),
изучают технологию
выполнения томления
Знакомятся со сквозной
техникой резьбы по глине.
Получают подробную
информацию об
инструментах и
приспособлениях для
отделки керамических
изделий.
Изучают отдельные техники
отделок (ангобирование)
керамических изделий

4

1

Резьба по глине.
Сквозная резьба
Гравировка тупыми
отшлифованными
6.2
1
3
зубцами. Инструменты
и приспособления для
отделки керамических
изделий
Ангобирование.
6.3 Способы
3
1
ангобирования
7
Технология изготовления сувениров и украшений
Повторение понятий
подарка, сувенира и их
назначения. Создание и
оформление
сувенирной продукции.
Понятие мелкой
пластики
7.2 Понятие «образ».
Создание образов
разных животных,
растений, людей.
Технология
изготовления
колокольчиков и
подков
7.1

3

2

2

6

1

5

4

1

3

Знакомство обучающихся и
закрепление понятий подарка
и сувенира. Понятия мелкой
пластики
Образ и создание образов
разных животных, людей в
скульптурах малых форм
(народных игрушках)
Изучают технологию
создания и оформления
сувенирной продукции,
знакомятся с инструментами
и принадлежностями,
которые используют для
оформления сувениров

7.3 Практическая работа
6
«Лепка колокольчиков
из глины»
8
Технология изготовления изделий на гончарном круге

10

6

История
8.1 возникновения
гончарного круг

Сведения об
8.2 изготовлении изделий
на гончарном круге

8.3

Устройство гончарного
круга

9

История создания и развития
гончарного круга, с
технологией изготовления
изделий на гончарном круге
Подготовка основного
материала - глины к работе.
Материалы и правила
подготовки этих материалов
для выполнения гончарных
работ. Техника безопасности
при работе с инструментами.
Устройство и приёмы работы
на гончарном круге

1

1

1

1

1

1

Шликерное литье в гипсовые формы

9.1 Гипс, его свойства.
Понятие
гипсомодельного дела
9.2 Способы шликерного
литья. Обработка
отлитых изделий.
Оправка и зачистка
формы.
9.3 Изготовление модели,
ее особенности.
Подготовка модели к
снятию формы

Понятие гипса, его свойства
и гипсомодельное дело
Способы обработки отлитых
изделий, инструменты
гипсомодельщика.
Способах шликерного литья
в простые и сложные формы,
осваивают безопасные
приемы работ со
шликерными массами.

9.4 Практическая работа
«Заливка шликера в
гипсовую форму»
ИТОГО

1

1

2

1

1

3

3

4

4

136

32

104

9 класс (второй год обучения)
№
п/п
1

Наименование
раздела

Всего
часов

Нагрузка
Теория Практика

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

1.1

Охрана труда

1.2

Первая доврачебная
помощь

2
2.1

Содержание учебного
материала
Обучение по вопросам
охраны труда. Виды
инструкций.
Основные принципы
оказания первой доврачебной
помощи. Способы оказания
первой помощи. Содержание
медицинской аптечки

2

2

2

2

Народные промыслы России
Введение

Народные промыслы по
изготовлению керамических
изделий Роспись стен,
изразцы печные и другие
11

2

2.2

Технология
изготовления изразцов

2.3

Технология
изготовления
дымковской игрушки

2.4

Технология
изготовления
керамических изделий

3

4

4

10

Основы материаловедения

3.1

Инструменты и
керамические массы.

3.2

Ознакомление с
видами декорирования
глины
Обжиг керамики

3.3

украшения из керамики в
избе
Ознакомление с историей и
техникой изготовления
изразца. Центры лаковой
миниатюры. Виды и
особенности изделий с
лаковой миниатюрной
живописью; сюжетные
композиции, цветовые
решения, технология
создания форм изделий
Ознакомление с историей
Дымковской игрушки.
Техника изготовления и
росписи игрушки.
Лепка керамики из цельного
куска, методом жгута и
пласта, комбинированным
способом.

4

Знакомство с инструментами
для создания керамического
изделия Знакомство с
керамической массой.
Правила перемешивания.
Работа со стеками
Знакомство с ангобами,
видами декорирования

2

2

2

Знакомство с печью для
обжига керамики. Режимы
обжигов различных видов
керамических изделий.
Процессы, происходящие
при обжиге.

2

Работа с гончарным кругом

4.1

Гончарный круг

4.2

Центровка куска глины
на гончарном круге.

4.3

Лепка из керамической
массы на гончарном
круге.

4.4

Обжиг готовых
изделий

Строение гончарного круга.
Уход за гончарным кругом.
Техника безопасности при
работе на гончарном круге.
Вытягивание
цилиндрической формы из
большого куска глины
Вытягивание керамических
изделий из цельного куска
глины на гончарном круге.с
последующим
декорированием изделия
Подготовка изделий к
обжигу. Обжиг.
12

2

2

2

2

72

2

2

5

Учебная практика

6

Итоговая аттестация
ИТОГО

136

14

122

4. Календарный учебный график
1. Даты начала и окончания учебного года
1.1. Дата начала учебного года: 1 сентября 2025 года.
1.2. Дата окончания учебного года: 26 мая 2026 года
2. Продолжительность учебного года
2.1. Продолжительность учебного года: 34 недели.
2.2. Продолжительность учебных периодов по четвертям в учебных неделях и учебных днях

Учебный
период

Дата
Начало

Продолжительность

Окончание

Количество
учебных недель

Количество
учебных дней

I четверть

01.09.2025

24.10.2025

8

40

II четверть

05.11.2025

30.12.2025

8

40

III четверть

12.01.2026

27.03.2026

11

51

IV четверть

04.04.2026

26.05.2026

7

33

34

164

Итого в учебном году

Среда

Понедельник

№ урока

День
недели

3. Расписание занятий производственного обучения
Время

Группа

1
2
3
4

14.30 – 15.10
15.20 – 16.00
16.10 – 16.50
17.00 – 17.40

8 класс (1 группа)
8 класс (1 группа)
8 класс (2 группа)
8 класс (2 группа)

1
2
3
4

14.30 – 15.10
15.20 – 16.00
16.10 – 16.50
17.00 – 17.40

8 класс (2 группа)
8 класс (2 группа)
8 класс (1 группа)
8 класс (1 группа)

5. Планируемые результаты освоения Адаптированной образовательной
программы профессионального обучения по профессии «Гончар»
В результате освоения АОП ПО по профессии «Гончар» обучающиеся выпускники
должны приобрести:
- умения подбирать материалы для выполнения художественных работ;
- умения применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ;
- практический опыт нанесения покрытий на керамику;
13

- умения изготавливать керамические изделия средней сложности;
- работать с печью для обжига керамики
Знать:
-правила безопасности труда, производственной санитарии, электро-и пожарной
безопасности;
- общие сведения и виды материалов;
- области применения материалов;
- виды обработки различных материалов.
Уметь:
- подготавливать материалы, оборудование, рабочее место для проведения технологических
операций по созданию художественных изделий из керамики;
- применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ; подготавливать инструмент для работы с глиной;
- организовать индивидуальное рабочее место.
Техническое описание стандарта профессии «Гончар»
Трудовые
функции

Основные
умения

Содержание
деятельности
Соблюдение
техники
безопасности и
охраны труда

Подготавливать и поддерживать
рабочее пространство в безопасном,
аккуратном и рабочем состоянии

Проверять надлежащее состояние
рабочего инструмента
Проводить тестирование
работоспособности гончарного
оборудования
Проверять наличие необходимого
инструмента и материала перед
началом работы
Готовить инвентарь для
транспортировки и хранения изделий
Дозировка
Определять количество требуемой
глиняной массы глиняной массы
под задачу
Уметь пользоваться весами
Профессиональна Проминать глиняную массу до
я подготовка
однородного состояния без пустот
глиняной массы

1. Проведение
подготовительных
мероприятий по
изготовлению
Подготовка
изделий
инструментов и
оборудования

2. Подготовка
глиняной массы

3. Формовка
изделия

Центровка.
Изготовление
геометрических
форм: плоских,
вертикальных,
сферических

Визуально и тактильно определять
центр гончарного круга для крепления
заготовки
Проводить отбалансировку куска
глины на диске гончарного станка
Формировать плоские формы
Формировать цилиндрические формы
14

Уровни
квалификации
1

2

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+
+

Формировать сферы
4. Декорирование
Доводить изделие с помощью
изделий и их
инструмента до необходимых
Нанесение декора
доводка
пропорций
на изделие
Наносить декор с использованием
инструмента
Готовить изделие к транспортировке
Организация
для осуществления сушки
условий
5. Сушка изделия
высыхания
Организовывать правильную среду
изделия
для равномерного высыхания изделий

6. Обжиг

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Осуществлять загрузку изделия в печь
Программировать режим обжига
Загрузка и
изделий
выгрузка изделия
Осуществлять выгрузку изделия из
в электрическую
печи
печь
Осуществлять транспортировку
готовых изделий
ИТОГО УМЕНИЙ ПО УРОВНЯМ
12

+

+
+
+
+

18

21

6. Условия реализации Адаптированной образовательной программы
профессионального обучения по профессии «Гончар»
Организационно-педагогические условия должны обеспечивать реализацию АОП ПО по
профессии «Гончар» в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся
потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная
деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов, соответствие
применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся с ОВЗ.
Обучение проводится с использованием учебно-материальной базы ГБОУ РК
«Лозовская специальная школа-интернат».
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах. Во время
проведения занятий применяются мультимедийные средства и иные средства для повышения
уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна
составлять 1 академический час (40 минут).
Реализация Программы профессионального обучения по профессии «Гончар»
обеспечена педагогическими кадрами, имеющими высшее образование. Преподаватели
получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации. Педагогические работники, участвующие в реализации Адаптированной
образовательной программы, ознакомлены с психофизическими особенностями
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-методические условия реализации образовательной программы:
 учебный план;
 календарный учебный график;
 рабочие программы учебных предметов;
 методические материалы и разработки;
 расписание занятий.
15

Материально-технические условия реализации Адаптированной образовательной
программы профессионального обучения по профессии «Гончар».
Для реализация Адаптированной образовательной программы профессионального
обучения имеется учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- комплект учебной мебели, инструментов и приспособлений;
- технические средства обучения: компьютеры, программное обеспечение, видеофильмы,
кинофильмы.
Кабинет: кабинет профессионального обучения – 41,8 м2
Перечень оборудования учебного кабинета:
Наименование учебного оборудования
Столы для работы с глиняной массой на 6 человек.
Стулья для учащихся.
Стол учительский
Стул учительский
Компьютер с соответствующим программным
обеспечением
Металлические стеллажи серии Титан-МС для
керамических изделий
Магнитная доска
Столы раскаточные
Гончарный круг (электрический)
Стул для работы на гончарном кругу.
Печь муфельная для обжига- 10 литров
Печь муфельная для обжига – 70 литров

Единица
измерения
шт
шт
шт
шт
комплект

Количество

шт

2

шт
шт
шт
шт
шт
шт

1
2
5
5
1
1

2
8
1
1
1

7. Система оценки освоения Адаптированной образовательной
программы профессионального обучения по профессии «Гончар»
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учёта индивидуальных
образовательных достижений обучающихся предусмотрены: текущий контроль; четвертная
оценка; итоговая аттестация.
Текущий контроль успеваемости осуществляется по отметочной пятибалльной системе
преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения
индивидуальных работ или тренировочного тестирования в целях получения информации о
выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности;
правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному
этапу усвоения учебного материала и т.д. Текущий контроль успеваемости для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья должен быть направлен на своевременное
выявление затруднений и отставаний в обучении для внесения корректив в учебную
деятельность.
Промежуточная аттестация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в форме дифференцированных зачетов. Форма промежуточной аттестации
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом
индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на
компьютере, в форме тестирования и т.п.).
Освоение Адаптированной образовательной программы профессионального обучения
по профессии «Гончар» завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного
экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную
16

работу и проверку теоретических знаний. К проведению квалификационного экзамена могут
быть привлечены представители работодателей.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена
проводится в форме устного собеседования или выполнении тестовых заданий.
Практическая квалификационная работа заключается в выполнении заданий по
созданию керамического изделия, применению ручных инструментов. Содержание
практической квалификационной работы соответствует сложности работ 2 разряда (2
уровня) по профессии «Гончар».
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть основной
программы профессионального обучения и (или) отчисленным из образовательной
организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу,
самостоятельно установленному ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат».
Итоговая аттестация обучающихся
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме
квалификационного экзамена.
Итоговая аттестация является обязательной; к итоговой аттестации допускается
обучающийся, не имеющий задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план
по образовательной программе.
Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации
неудовлетворительные результаты, а также лицам. Освоившим часть образовательной
программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную
деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу,
самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.
Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификацию по
профессии рабочего «Гончар» и выдается документ о квалификации (свидетельство о
профессии рабочего).
При проведении итоговой аттестации используются оценочные материалы согласно
Приложению 1.
По результатам квалификационного экзамена выставляются оценки: «отлично» («5»),
«хорошо» («4»), «удовлетворительно» («3»), «неудовлетворительно» («2»).
Оценка «отлично»
предполагает:

Оценка «хорошо»
предполагает:

Обучающийся демонстрирует исчерпывающие знания
всего программного материала, глубокое понимание
сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и
явлений, твёрдое знание основных положений смежных
дисциплин.
Даёт
логически
последовательные,
содержательные, полные, правильные и конкретные
ответы на все вопросы экзаменационного билета.
Использует в необходимой мере в ответах на вопросы
материалы всей рекомендованной литературы. Умело
использует полученные теоретические знания, проявляет
высокий уровень мышления, эрудиции.
При выполнении практической квалификационной
работы продемонстрированы:
- правильное использование инструментов, инвентаря
-последовательность операционных действий
-мастерство владения выбранной техникой исполнения
-эстетический вид, оформление работы
Обучающийся демонстрирует твёрдые и практически
полные знания всего программного материала,
17

правильное понимание сущности и взаимосвязи
рассматриваемых процессов и явлений. Обучающийся
умело использует полученные теоретические знания.
Даны последовательные, правильные, конкретные
ответы на поставленные вопросы. Однако присутствуют
незначительные неточности или ошибки в ответе на один
вопрос. даны правильные ответы на все дополнительные
вопросы.
При выполнении практической квалификационной
работы продемонстрированы:
-правильное использование инструментов, инвентаря
-последовательность операционных действий или
незначительные ошибки
-мастерство владения выбранной техникой исполнения
(допускаются незначительные ошибки)
-эстетический вид, оформление работы
Оценка «удовлетворительно»
Обучающийся демонстрирует знание и понимание
предполагает:
большей части основных вопросов программы, дает
частичные ответы на поставленные вопросы. При этом
обучающийся может использовать основные знания по
каждому вопросу,
частично владеет
умением
синтезировать
имеющуюся
информацию
и
интегрировать знания. Обучающийся недостаточно
полно использует знания для решения поставленных
задач. Дает неполные ответы на поставленные вопросы
билета. Отсутствует знание некоторых теоретических
положений. Допущены неточности и ошибки в ответах
на дополнительные вопросы.
При выполнении практической квалификационной
работы продемонстрированы:
- незначительные ошибки при использовании
инструментов, инвентаря
-последовательность операционных действий
-мастерство владения выбранной техникой исполнения
-эстетический вид, оформление работы
Оценка «неудовлетворительно» Обучающийся демонстрирует практически полное
предполагает:
незнание основных вопросов программы. Обучающийся
не может использовать полученные теоретические
знания для решения поставленных задач, проявлено
непонимание сущности излагаемых вопросов. Даны
неполные или неверные ответы на все вопросы. В ответе
допущены грубые ошибки.
При выполнении практической квалификационной
работы продемонстрированы:
-ошибки при использовании инструментов, инвентаря
-ошибки в последовательности операционных действий
-ошибки при использовании выбранной техники
исполнения
Порядок проведения квалификационного экзамена
1.Итоговая аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, состоящая из
практической квалификационной работы и проверки теоретических знаний.
Составными элементами квалификационного экзамена являются:
18

-проверка теоретических знаний по экзаменационному билету;
-выполнение выпускной квалификационной работы.
2. Проведение итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена и присвоение
квалификации осуществляется специально создаваемой квалификационной комиссией.
Персональный и численный состав квалификационной по комиссии по программе
устанавливается приказом руководителя образовательной организации. Численность
квалификационной комиссии составляет не менее трех человек.
3. К проведению квалификационного привлекаются представители работодателей, их
объединений.
4. К квалификационному экзамену допускаются обучающиеся, освоившие
образовательную программу в полном объеме и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию по образовательной программе. Квалификационный экзамен проводится
непосредственно по завершении обучения в день, освобождённый от других видов учебной
деятельности.
5. Особенности проведения итоговой аттестации устанавливаются локальным
нормативным актом образовательной организации.
Методические материалы.
Методические указания по освоению программы
Вид учебных занятий
Лекции
Практические занятия
Подготовка
к промежуточной
организации
Подготовка к итоговой
аттестации

Методические указания для обучающихся по освоению
модуля по видам учебных занятий
Конспектирование лекций, работа с конспектом
Конспектирование тем, выносимых на практические занятия,
работа с конспектом, отработка практических умений и навыков.
Работа с конспектами лекций, практических занятий, а также
материалами самостоятельной подготовки
Работа с конспектами лекций, практических занятий, а также
материалами самостоятельной подготовки

Методические указания к практическим занятиям
Подготовка к практическим занятиям требует внимательного изучения списка
рекомендуемой литературы. Обучающиеся должны заранее подготовить ответы на все
заданные вопросы практического занятия. Им предлагаются методические рекомендации по
содержательному компоненту каждого пункта темы соответственно нумерации вопросов.
Желательно составлять краткий конспект, который поможет ориентироваться обучающимся
при ответе на занятии. При подготовке ответа необходимо не ограничиваться материалом
одного учебника, а использовать научные статьи из журналов, сборников, статей, монографий.
Цель практических занятий – дать возможность обучающемуся проверить понимание
теоретических положений изучаемой дисциплины, приобрести умения и сформировать
навыки по профессии. К выполнению практических заданий следует приступать после
изучения теоретических тем.
Подготовка к практическим занятиям должна активизировать самостоятельную работу
обучающихся.
В процессе организации практических занятий большое значение имеют консультации
преподавателя, в ходе которых обучающийся может уяснить сложные вопросы.
Приложение 1.
Примерные вопросы к квалификационному экзамену
1. Формовка ручным способом. Изготовление сосудов из спиралей и колец. Лепка в формы.
19

2. Способы декорирования сырых изделий.
3. Ангобы. Составы и технология приготовления. Способы декорирования ангобами.
4. Технологические схемы приготовления керамических масс. Прессовый и безпрессовый
способы приготовления шликера.
5. Обжиг керамических изделий.
6. Глазури. Классификация и свойства глазурей.
7. Расчет глазурей.
8. Изразцы.
9. Эмали.
10. Материалы для приготовления глазурей и эмалей.
11. Основы шликерного литья.
12. Техника подглазурной живописи.
13. Гипсомодельное дело.
14. Формообразование керамических сосудов.
15. Огнеупорные изделия.
16. Свойства и составы тонкокерамических масс.
17. Тонкая керамика. Фаянс. Фарфор.
18. Скульптурные способы декорирования изделий тонкой керамики.
19. Архитектурно-строительная и садово-парковая керамика.
20. Фасадные облицовочные материалы.
Примерные практические задания для итоговой аттестации:
1.
Практическое задание. Выполнение образца с применением техники моделирования из
пластин кубовидной формы.
2.
Практическое задание. Выполнение образца с применением техники моделирования из
пластин цилиндрической формы.
3.
Практическое задание. Изготовление заготовки на гончарном круге. Обработка
техники замеса глины на круге, центровки глины. Работа с помощью инструментов.
4.
Практическое задание. Изготовление цветочных горшков.
5.
Практическое задание. Изготовление вазы на гончарном круге по собственным
эскизам.
6.
Практическое задание. Создание собственного эскиза изделия. Изготовление на
гончарном круге изделий. Лепка и соединение деталей.
7.
Практическое задание. Изготовление копии сосудов сложной формы на гончарном
круге. Просмотр материалов. Создание эскизов изделия. Стадии изготовления композиции:
изготовление отдельных деталей композиции, консервирование деталей, составление изделия
по эскизу.
8.
Практическое задание. Изготовление гипсовых форм. Подготовка модели к снятию
формы. Оправка и зачистка формы.
9.
Практическое задание. Литьё керамических изделий в гипсовых формах, сушка,
оправка, обжиг.
10.
Практическое задание. Выполнение техники гравировки на образце (глиняной
пластине).
11.
Практическое задание. Выполнение техники тиснения на образце (глиняной пластине).
12.
Практическое задание. Выполнение техники прорезь на образце (глиняной пластине).
13.
Практическое задание. Выполнение декоративного рельефа (изразцы), декорирование
в технике налепного рельефа.
14.
Практическое задание. Изготовление декоративной тарелки способом узорнорельефной вальцовки в гипсовой форме. Сочетание рельефа и росписи. Выполнение эскизов
росписи. Мотивы: натюрморт, пейзаж, архитектурный пейзаж, стилизованные изображения
растений, животных, предметов народного искусства и т.п. Сушка, обжиг, декорирование
изделий, политой обжиг.
20

15.
Практическое задание. Выполнение арт-объекта. Создание предмета интерьера или
экстерьера.
8. Учебно-методические материалы, обеспечивающие
реализацию программы профессиональной подготовки по
профессии «Гончар»
Учебно-методические материалы представлены:
- образовательной программой;
- материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся,
утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
- методической и учебной литературой.
Основные источники:
1. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. - Л.: Художник РСФСР 1988.
2. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. - Л.: Художник РСФСР, 1988.
3. Поверин А.И. Гончарное дело: Энциклопедия. - М.: АСТ-Пресс, 2015.
4. Федотов Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. - М.: АСТПресс, 1999.
5. Долорс Рос. Керамика, техника, приѐмы, изделия. - М.: Аст-пресс книга, 2003.
6. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты.- М.: Мозаика синтез, 2004г.
7. ПатрисияВибьен. Поделки из глины. - М.: Росмен, 2008.
8. Поверин А. Гончарное дело.- М. Культура и традиции, 2002.
9. Сентенс Брайан. Путеводитель по традиционным техникам мира. - М.: Астрель, 2005.
10. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла.- М.: Аст – Пресс, 1997.
Список интернет - ресурсов:
1.Электронная библиотека http://www.modernlib.ru/genres/children/name_let225.html
2.Керамика Японии http://watashinoyakimono.blogspot.com/.
3.Лаборатория керамики http://www.horss.ru/
4.Божан А.В. Персональный сайт педагога: [сайт]. - Южно-Сахалинск. - URL:
http://гончаркасахалин.com
5.Народные куклы и игрушки: [сайт]. – 2016. – URL: http://www.rukukla.ru/
6.Трозо.ру: абсолютная индивидуальность: Интернет-журнал о рукоделии и хобби: [сайт]. –
2008-2015. – URL: http://www.trozo.ru/

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».